Содержание: (Отобразить)
- 3 -
RT-11, A step by step 14-Nov-92
СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация 2
Благодарности 2
Введение 4
1. ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ 12
1.1. Мир, где живет ЭВМ, 12
1.2. Что окружает ЭВМ, 12
1.3. Как общаться с ЭВМ, 17
1.4. И кто правит в мире этом? 21
1.4.1. На золотом крыльце сидели... 22
1.4.1.1. Царь, Царевич... 22
1.4.1.2. Сапожник, Портной... 25
1.4.1.3. ...кто ты будешь такой? 26
1.5. А откуда все это взялось? 27
1.6. Указ становится законом, 32
2. КАК МЫ ГОВОРИМ, 34
2.0.1. Нормальная форма Бэкуса 35
2.0.2. Синтаксические диаграммы 36
2.1. Вавилонское столпотворение, 37
2.1.1. Алфавит 37
2.1.2. С какой стороны посмотреть, 39
2.1.3. Спецификация файла 40
2.1.4. Групповая спецификация файла 41
2.1.5. Умолчания в системе RT-11 43
2.1.6. Логические и физические имена устройств 43
2.2. Язык интерпретатора командной строки (CSI) 44
2.3. Язык клавиатурного монитора KMON 46
2.4. Сообщения об ошибках 49
3. ВЫСОКО СИЖУ, ДАЛЕКО ГЛЯЖУ, 52
3.1. Дома, дома, дома ... 55
3.2. Домовая книга, 56
3.2.1. А что можно сделать еще? 63
3.2.1.1. Время бежит, время стоит 64
3.2.2. Продолжим работу с каталогами 65
3.2.3. По порядку номеров рассчитайсь, 70
3.2.4. Как веревочке не виться... 77
3.2.5. Некоторые подробности 79
4. ПРОТИВ ЛОМА НЕТ ПРИЕМА, 83
4.1. Где начало, где конец? 85
4.2. А как быть с выходным файлом 87
4.3. Некоторые подробности, 89
5. ФАЙЛОВАЯ СИСТЕМА 100
5.1. Все может случиться, 100
5.2. Как устроен том? 101
5.3. Заглянем в домовую книгу, 105
5.4. А что же на обложке? 110
5.5. Структура тома с произвольным доступом 112
5.6. Как лиса сыр делила, 114
5.7. Для чего это нужно, 117
5.8. А если быть последовательными, 120
6. ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАПИСИ ИНФОРМАЦИИ 124
6.1. Для чего нужно форматирование 124
6.2. Форматы носителей информации 125
6.2.1. Жесткие диски 132
6.2.2. Диск-пакеты и винчестеры 134
6.3. Формат записи на магнитной ленте 136
7. ДИСКИ, КАТАЛОГИ, ФАЙЛЫ 138
7.1. Форматирование дисков 143
7.2. Инициализация файловой системы 149
7.3. Копирование файлов 160
8. ПРОДОЛЖИМ НАШИ ИГРЫ 172
8.1. Устройство виртуальной памяти 172
8.2. Логические диски 179
8.3. А если обмануть систему, 183
8.4. Копирование файлов на магнитную ленту 188
8.5. Типовой набор операций с файлом 192
8.6. Выбор исходных данных 196
8.7. Какие файлы мы копируем 197
8.8. Доверяй, но проверяй 203
8.9. Шило на мыло 205
8.10. Печать многих копий 206
8.11. Заключение. 206
9. НАЧАЛО СОЗИДАНИЯ, 208
9.1. Как мы пишем, 210
9.2. Команды ввода/вывода 216
9.3. Начало редактирования 218
9.4. Контекстный поиск 226
9.5. Другие полезные команды 227
9.6. Сообщения об ошибках 229
10. ЭКРАННЫЙ РЕДАКТОР ТЕКСТА 233
10.1. Загрузка редактора 234
10.2. Дополнительная клавиатура 237
10.3. Элементы редактирования 243
10.4. Передвижение по файлу 245
10.5. Удаление и восстановление элементов
редактирования 248
10.6. Основной набор команд 253
10.7. Работа с файлами 259
10.8. Макрокоманды 261
11. KED (продолжение) И ЕГО ДЕТИ 266
11.1. Команды для программистов 266
11.1.1. Расстановка локальных меток 266
11.1.2. Структурная табуляция 268
11.2. Сообщения об ошибках 271
11.3. Редактор одной строки 281
11.4. Программируемые клавиши 283
12. ФОРМАТИРОВАНИЕ ТЕКСТОВ 285
12.1. Директивы размещения текста 286
12.2. Директивы размещения страниц 288
12.3. Директивы описания структуры 289
12.4. Служебные директивы 292
12.5. Структурирование файлов 293
12.6. Работа с программой DOC 294
12.7. Сообщения об ошибках 295
13. ЗАПЛАТА НА РУБАШКУ, 296
13.1. Правильный вход и ключи 297
13.2. Команды 298
13.3. Редактирование символьных кодов 299
13.4. Команды для программистов 301
14. СКОРАЯ ПОМОЩЬ, 302
15. Некоторые проблемы "Электроники-85" 307
15.1. Текстовый редактор EDK (Edik) 307
15.2. Вызов редактора 307
15.3. Структура данных 308
15.4. Команды редактирования в пределах страницы 308
15.4.1. Сообщения редактора EDK 309
15.5. Программа постраничной распечатки текстов
LPRINT.SAV 311
15.5.1. Ключи установки режимов печати 311
15.5.2. Команды управления печатью 313
15.6. Командные файлы для форматирования текстовых
файлов 315
15.6.1. Командный файл PICA 315
15.6.2. Командный файл ELITA 316
15.6.3. Командный файл BILIST 316
15.7. Переключение кодировок терминала 317
Приложение 1. Синтаксис языков RT-11 319
Приложение 2. Стандартные типы файлов 324
Приложение 3. Необходимые дампы программ 328
Приложение 4. Основной файл построения этой книги 336
- 3 -
RT-11, A step by step 14-Nov-92
СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация 2
Благодарности 2
Введение 4
1. ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ 12
1.1. Мир, где живет ЭВМ, 12
1.2. Что окружает ЭВМ, 12
1.3. Как общаться с ЭВМ, 17
1.4. И кто правит в мире этом? 21
1.4.1. На золотом крыльце сидели... 22
1.4.1.1. Царь, Царевич... 22
1.4.1.2. Сапожник, Портной... 25
1.4.1.3. ...кто ты будешь такой? 26
1.5. А откуда все это взялось? 27
1.6. Указ становится законом, 32
2. КАК МЫ ГОВОРИМ, 34
2.0.1. Нормальная форма Бэкуса 35
2.0.2. Синтаксические диаграммы 36
2.1. Вавилонское столпотворение, 37
2.1.1. Алфавит 37
2.1.2. С какой стороны посмотреть, 39
2.1.3. Спецификация файла 40
2.1.4. Групповая спецификация файла 41
2.1.5. Умолчания в системе RT-11 43
2.1.6. Логические и физические имена устройств 43
2.2. Язык интерпретатора командной строки (CSI) 44
2.3. Язык клавиатурного монитора KMON 46
2.4. Сообщения об ошибках 49
3. ВЫСОКО СИЖУ, ДАЛЕКО ГЛЯЖУ, 52
3.1. Дома, дома, дома ... 55
3.2. Домовая книга, 56
3.2.1. А что можно сделать еще? 63
3.2.1.1. Время бежит, время стоит 64
3.2.2. Продолжим работу с каталогами 65
3.2.3. По порядку номеров рассчитайсь, 70
3.2.4. Как веревочке не виться... 77
3.2.5. Некоторые подробности 79
4. ПРОТИВ ЛОМА НЕТ ПРИЕМА, 83
4.1. Где начало, где конец? 85
4.2. А как быть с выходным файлом 87
4.3. Некоторые подробности, 89
5. ФАЙЛОВАЯ СИСТЕМА 100
5.1. Все может случиться, 100
5.2. Как устроен том? 101
5.3. Заглянем в домовую книгу, 105
5.4. А что же на обложке? 110
5.5. Структура тома с произвольным доступом 112
5.6. Как лиса сыр делила, 114
5.7. Для чего это нужно, 117
5.8. А если быть последовательными, 120
6. ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАПИСИ ИНФОРМАЦИИ 124
6.1. Для чего нужно форматирование 124
6.2. Форматы носителей информации 125
6.2.1. Жесткие диски 132
6.2.2. Диск-пакеты и винчестеры 134
6.3. Формат записи на магнитной ленте 136
7. ДИСКИ, КАТАЛОГИ, ФАЙЛЫ 138
7.1. Форматирование дисков 143
7.2. Инициализация файловой системы 149
7.3. Копирование файлов 160
8. ПРОДОЛЖИМ НАШИ ИГРЫ 172
8.1. Устройство виртуальной памяти 172
8.2. Логические диски 179
8.3. А если обмануть систему, 183
8.4. Копирование файлов на магнитную ленту 188
8.5. Типовой набор операций с файлом 192
8.6. Выбор исходных данных 196
8.7. Какие файлы мы копируем 197
8.8. Доверяй, но проверяй 203
8.9. Шило на мыло 205
8.10. Печать многих копий 206
8.11. Заключение. 206
9. НАЧАЛО СОЗИДАНИЯ, 208
9.1. Как мы пишем, 210
9.2. Команды ввода/вывода 216
9.3. Начало редактирования 218
9.4. Контекстный поиск 226
9.5. Другие полезные команды 227
9.6. Сообщения об ошибках 229
10. ЭКРАННЫЙ РЕДАКТОР ТЕКСТА 233
10.1. Загрузка редактора 234
10.2. Дополнительная клавиатура 237
10.3. Элементы редактирования 243
10.4. Передвижение по файлу 245
10.5. Удаление и восстановление элементов
редактирования 248
10.6. Основной набор команд 253
10.7. Работа с файлами 259
10.8. Макрокоманды 261
11. KED (продолжение) И ЕГО ДЕТИ 266
11.1. Команды для программистов 266
11.1.1. Расстановка локальных меток 266
11.1.2. Структурная табуляция 268
11.2. Сообщения об ошибках 271
11.3. Редактор одной строки 281
11.4. Программируемые клавиши 283
12. ФОРМАТИРОВАНИЕ ТЕКСТОВ 285
12.1. Директивы размещения текста 286
12.2. Директивы размещения страниц 288
12.3. Директивы описания структуры 289
12.4. Служебные директивы 292
12.5. Структурирование файлов 293
12.6. Работа с программой DOC 294
12.7. Сообщения об ошибках 295
13. ЗАПЛАТА НА РУБАШКУ, 296
13.1. Правильный вход и ключи 297
13.2. Команды 298
13.3. Редактирование символьных кодов 299
13.4. Команды для программистов 301
14. СКОРАЯ ПОМОЩЬ, 302
15. Некоторые проблемы "Электроники-85" 307
15.1. Текстовый редактор EDK (Edik) 307
15.2. Вызов редактора 307
15.3. Структура данных 308
15.4. Команды редактирования в пределах страницы 308
15.4.1. Сообщения редактора EDK 309
15.5. Программа постраничной распечатки текстов
LPRINT.SAV 311
15.5.1. Ключи установки режимов печати 311
15.5.2. Команды управления печатью 313
15.6. Командные файлы для форматирования текстовых
файлов 315
15.6.1. Командный файл PICA 315
15.6.2. Командный файл ELITA 316
15.6.3. Командный файл BILIST 316
15.7. Переключение кодировок терминала 317
Приложение 1. Синтаксис языков RT-11 319
Приложение 2. Стандартные типы файлов 324
Приложение 3. Необходимые дампы программ 328
Приложение 4. Основной файл построения этой книги 336
Аннотация: (Отобразить)
Руководство по операционной системе RT-11, родоначальнице всех однопользовательских ОС мини-, микро- и персональных ЭВМ,
написано в доступной форме и отражает практически все типичные ситуации, появляющиеся у начинающего пользователя при
знакомстве с компьютером. Четыре книги, как четыре ступеньки, позволяют пройти путь от обычного пользователя до системного
программиста. Каждый вправе остановиться на любой ступеньке, справедливо полагая, что на данном уровне он готов для
профессиональной работы, соответствующей данному уровню.
Книга первая — "Система и Пользователь, или создай текст этой книги". Цель пользователя отражена уже в названии.
Книга предназначена для всех, кто хочет использовать компьютер для подготовки текстов, — от машинистки до редактора, от
школьника до ученого. Пользователь узнает, как создавать красивые тексты и спасать свою информацию в случае аварии.
Книга написана с помощью средств, в ней описанных. Достинутый уровень — обычный пользователь.
Книга вторая — "Управление Системой, или как жить в комфорте". Предназначена для тех, кто хорошо изучил первую
книгу и имеет желание нормально жить в XXI веке. В книге рассказано о работе в локальных сетях, о средствах управления
многими задачами, устройствами и терминалами, о том, как переложить на компьютер всю нетворческую работу. Достигнутый
уровень — высококвалифицированный пользователь.
Книга третья — "Программирование в Системе". Переход от пользователя — писателя к прикладному программисту.
Это введение в программирование на макроассемблере MACRO-11 для начинающих. Но может быть полезно и работающим
программистам. Описано все, что может понадобиться прикладному программисту для написания совместимых по различным
версиям системы программ, которые хорошо уживаются в системе с другими такими же программами.
Книга четвертая — "Системное Программирование". Высшая ступень для тех, кто хочет разрабатывать
специализированные системы на базе RT-11.
Популярные операционные системы ФОДОС, РАФОС, ОСДВК и им подобные представляют собой хорошо или плохо
сделанные копии с системы RT-11, и Вам впервые предлагается обратиться к оригиналу.
(c) 1992г Архангельский Андрей Германович
Руководство по операционной системе RT-11, родоначальнице всех однопользовательских ОС мини-, микро- и персональных ЭВМ,
написано в доступной форме и отражает практически все типичные ситуации, появляющиеся у начинающего пользователя при
знакомстве с компьютером. Четыре книги, как четыре ступеньки, позволяют пройти путь от обычного пользователя до системного
программиста. Каждый вправе остановиться на любой ступеньке, справедливо полагая, что на данном уровне он готов для
профессиональной работы, соответствующей данному уровню.
Книга первая — "Система и Пользователь, или создай текст этой книги". Цель пользователя отражена уже в названии.
Книга предназначена для всех, кто хочет использовать компьютер для подготовки текстов, — от машинистки до редактора, от
школьника до ученого. Пользователь узнает, как создавать красивые тексты и спасать свою информацию в случае аварии.
Книга написана с помощью средств, в ней описанных. Достинутый уровень — обычный пользователь.
Книга вторая — "Управление Системой, или как жить в комфорте". Предназначена для тех, кто хорошо изучил первую
книгу и имеет желание нормально жить в XXI веке. В книге рассказано о работе в локальных сетях, о средствах управления
многими задачами, устройствами и терминалами, о том, как переложить на компьютер всю нетворческую работу. Достигнутый
уровень — высококвалифицированный пользователь.
Книга третья — "Программирование в Системе". Переход от пользователя — писателя к прикладному программисту.
Это введение в программирование на макроассемблере MACRO-11 для начинающих. Но может быть полезно и работающим
программистам. Описано все, что может понадобиться прикладному программисту для написания совместимых по различным
версиям системы программ, которые хорошо уживаются в системе с другими такими же программами.
Книга четвертая — "Системное Программирование". Высшая ступень для тех, кто хочет разрабатывать
специализированные системы на базе RT-11.
Популярные операционные системы ФОДОС, РАФОС, ОСДВК и им подобные представляют собой хорошо или плохо
сделанные копии с системы RT-11, и Вам впервые предлагается обратиться к оригиналу.
(c) 1992г Архангельский Андрей Германович
Благодарности: (Отобразить)
В первую очедедь, я должен выразить глубокое уважение, которое я испытываю к фирме Digital Equipment Corporation,
и ее президенту и основателю К.Олсону, за последовательность в проведении технической политики, тщательную системную
проработку своих изделий и уважительное отношение к пользователю. Изучение работ фирмы DEC было для меня хорошей школой.
Я благодарен редактору отдела журнала "Информатика и Образование" Шеховцеву Константину Владимировичу, давшему
жизнь первому (журнальному) варианту книги. Его замечания и вопросы сыграли большую роль в формировании
окончательного варианта рукописи.
Марк Петрович Гальперин, профессор Ленинградского института точной механики и оптики, оказал мне серьезную
поддержку в начале моей изобретательской деятельности, без которой не было бы этой книги.
На протяжении долгих лет исподволь, незаметно передавала мне свой педагогический опыт, формировала мое
мировозрение и культуру прекрасный музыкант и педагог по классу фортепиано музыкального училища им.Мусоргского
(г.Ленинград) Вольпэ Элла Абрамовна, перед которой я в почтении склюняю голову.
И конечно этой книги не было бы без многочисленных атак и вопросов бесчисленных ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, заставивших меня,
несмотря на все превратности судьбы, написать эту книгу.
спасибо ВАМ всем!!!
14 ноября 1992г.
(c) 1992г Архангельский Андрей Германович
В первую очедедь, я должен выразить глубокое уважение, которое я испытываю к фирме Digital Equipment Corporation,
и ее президенту и основателю К.Олсону, за последовательность в проведении технической политики, тщательную системную
проработку своих изделий и уважительное отношение к пользователю. Изучение работ фирмы DEC было для меня хорошей школой.
Я благодарен редактору отдела журнала "Информатика и Образование" Шеховцеву Константину Владимировичу, давшему
жизнь первому (журнальному) варианту книги. Его замечания и вопросы сыграли большую роль в формировании
окончательного варианта рукописи.
Марк Петрович Гальперин, профессор Ленинградского института точной механики и оптики, оказал мне серьезную
поддержку в начале моей изобретательской деятельности, без которой не было бы этой книги.
На протяжении долгих лет исподволь, незаметно передавала мне свой педагогический опыт, формировала мое
мировозрение и культуру прекрасный музыкант и педагог по классу фортепиано музыкального училища им.Мусоргского
(г.Ленинград) Вольпэ Элла Абрамовна, перед которой я в почтении склюняю голову.
И конечно этой книги не было бы без многочисленных атак и вопросов бесчисленных ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, заставивших меня,
несмотря на все превратности судьбы, написать эту книгу.
спасибо ВАМ всем!!!
14 ноября 1992г.
(c) 1992г Архангельский Андрей Германович
Введение: (Отобразить)
Что бы это значило?
или
О чем эта книга
П О Л Ь З О В А Т Е Л Ю
посвящается...
— Здравствуйте, Андрей Германович,— встретил меня Алеша,— а у нас будет ОИВТ.
— Здравствуй, Алеша! Во-первых, дай мне раздеться, а во-вторых, объясни, что такое ОИВТ и чем ОНО тебя так обрадовало.
Алеша Дотошкин, мой сосед по квартире, только что кончил девятый класс и перешел в десятый. Парень он шустрый, эмоциональный
и очень любознательный. В общем, фамилию он свою оправдывает и часто сидит у меня в домашней библиотеке, пока мама спать не прогонит.
— Итак, что же это за зверь — ОИВТ,— спрашиваю я, когда мы устроились на диване.
— Основы Информатики и Вычислительной Техники,— расшифровал Алеша,— учительница говорит, что мы все будем работать на
компьютерах и за год станем программистами.
— Ну, так уж сразу и программистами,— усомнился я,— да и нужно ли всем быть программистами?
— А как же,— завелся Алеша, по-видимому, повторяя слова учительницы,— ведь, если скоро везде будут стоять компьютеры, для того,
чтобы с ними уметь обращаться, нужно быть программистом, потому что компьютер без программ, как пустой ящик.
— Даже так?— удивился я.— Ну, тогда ответь мне на вопрос — в какую сторону вращается электрон, когда летит от второго к третьему
аноду в кинескопе телевизора в 123 строке 756 полукадра третьей серии мультфильма "Приключения капитана Врунгеля"?
— Как в какую?— уставился на меня Алеша.— Не знаю. Да и кто это может знать, разве что электронщики или разработчики телевизора.
— Но ведь ты же не электронщик,— не уступаю я,— как же ты можешь тогда смотреть телевизор?
— А, ... ???
— Значит,— успокаиваю его я,— достаточно только уметь пользоваться и нет нужды копаться у телевизора во внутренностях.
— Да, по существу,— задумался Алеша,— я ведь только умею включать телевизор, переключать на нужную мне программу и регулировать
цвет, яркость, контрастность и громкость. Других знаний мне и не требуется для того, чтобы смотреть телевизор.
— Тогда второй вопрос,— продолжаю я,— представь, что у нас в стране будет 300 млн. программистов, что из этого выйдет?
— Много программ напишут,— быстро ответил Алеша.
— А кто тебе хлеб испечет, костюм сошьет,— ловлю его я,— ведь все будут программистами?
— Да, я об этом не подумал,— поставленный в тупик Алеша вдруг улыбнулся,— этак у нас по стране будут ходить раздетые, голодные,
бездомные 300 млн. программистов, а компьютеров не будет, так как их некому будет делать.
А хочешь, не дожидаясь сентября, научиться работать на компьютерах? Ведь ты летом никуда не уезжаешь?
— Очень хочу,— загорелся Алеша,— и сразу стану программистом!
— Опять ты за свое,— охлаждаю я его пыл,— ведь первая задача программиста — создать ТЕКСТ программы. Поэтому сначала научись
работать на компьютере как, на пишущей машинке, но так, чтобы не задавать вопросы, как восстановить файл, почему у тебя программа
не читается или как поступить в случае тех или иных сообщений системы. Или попробуй создать несколько самостоятельных текстов,
например статей, которые впоследствии можно соединить в один сборник — книгу. А для начала опиши наши приключения при изучении
компьютеров.
— Это что же, я должен, используя компьютер,— уточнил Алеша,— создать книгу о том, что я делал?
— Вот именно: СОЗДАТЬ ТЕКСТ ЭТОЙ КНИГИ!
Так, или примерно так, состоялся у меня разговор с соседским мальчишкой, который и привел к возникновению этой серии книг.
Есть некое очарование, которое испытывает каждый, используя небольшую отдельную ЭВМ. Оно рождается ощущением полной власти
над целой вычислительной системой и сознанием того, что все можно попробовать и все можно сделать. Пионеры ЭВМ, создавая и применяя
первые машины, почувствовали это очарование, оно передалось и современным программистам.
Некоторые могут возразить, что описанное ощущение сродни ностальгии и неуместно в замкнутом мире машинных операций.
Они утверждают, что обычный пользователь совершенно удовлетворен программированием на языке высокого уровня и счастлив, что
ему удается игнорировать большинство аспектов оборудования, программного обеспечения и создания системы в целом.
Эта книга предназначена не для тех, кто так думает. Она для тех, кто, будучи очарован машиной, желает понять магику, окружающую
применяемые устройства. Такие пользователи хотят знать несколько больше об увлекательной жизни системы. Эта книга для тех, кто не
хочет иметь поражений в борьбе с системой, несмотря на неполадки аппаратуры, сбои программ и подчас полное отсутствие документации.
Многие говорят, что обычному пользователю не нужно знать столько подробностей о системе. Однако как только пользователь остается один
на один с системой, например работая на персональном компьютере у себя дома, даже если он не программист, то должен выполнять функции
и лаборатории системных программистов, и целой бригады наладчиков оборудования, и архивариуса, и администратора системы и только
после этого — пользователя. Интеллектуальную мощь всех тех, кто раньше помогал пользователю при работе на большой ЭВМ, он должен
теперь вобрать в себя.
Мы будем говорить не только о том, как запускать программы, но и о том, что при этом происходит или может произойти и почему.
Большое место в наших разговорах уделено истории не только для того, чтобы восстановить справедливость, но и для того, чтобы читатель
сам мог найти ответы на свои вопросы в схожих ситуациях. Здесь важна культура и психология пользователя. Как его действия повлияют на
жизнь и работу других пользователей. Формы взаимодействия человека с ЭВМ можно разделить на несколько уровней:
ОДИН пользователь без файловой системы
— Это, например, работа с калькулятором или персональным компьютером без внешних запоминающих устройств, возможно даже на
языке высокого уровня, таком, как BASIC, FOCAL или FORTH. Независимо от мощности компьютера такой пользователь подобен младенцу
в отдельной кроватке со своей собственной (пусть даже и очень красивой, и очень дорогой) игрушкой. Понятно, что такой пользователь
к миру современной информатики никакого отношения не имеет.
Примечание. Язык программирования высокого уровня — это формальное средство для изложения в текстовом виде шагов, которые
нужно предпринять, чтобы соответствующим образом переработать заданную информацию. Он не относится ни к какой конкретной ЭВМ,
но подразумевает ее использование. Конец примечания.
ОДИН пользователь с ОДНОЙ файловой системой
— Это, например, микро- или мини-ЭВМ с развитой внешней памятью на дисках или магнитных лентах. При этом одновременно могут
выполняться несколько задач. Но главное при этом то, что появились понятия о файлах как о единицах информации и, соответственно,
об операциях над файлами и файловой системе. Появился обмен информацией с себе подобными. Появилась возможность нанести вред
обществу, распространяя недоработанные программы или тексты в уникальной кодировке.
МНОГО пользователей с ОДНОЙ файловой системой
— Это, например, мини-ЭВМ или большая универсальная ЭВМ с развитой внешней памятью, с развитыми устройствами ввода/вывода
информации, позволяющими работать одновременно нескольким пользователям. В дополнение к предыдущему уровню появляются понятия
о защите информации одного пользователя от преднамеренных или непреднамеренных действий другого пользователя, а также об
Администраторе Системы. Так как процессор в конкретный момент времени может выполнять только одну задачу, а в системе много задач
многих пользователей, то более остро встает вопрос о дисциплине распределения времени процессора, оперативной памяти и памяти на
внешних носителях между задачами и пользователями, о культуре взаимоотношений в системе.
МНОГО пользователей, МНОГО файловых систем
— Такая ситуация может возникнуть, например, при работе в сети нескольких ЭВМ. При этом особенно повышается ответственность
пользователя за свое поведение в общей системе, так как возможности нанести вред обществу и конкретным пользователям — колоссальные.
Примечание. Администратор Системы — это человек, ответственный за обеспечение ежедневного нормального функционирования системы.
Он обязан запускать систему и проследить за завершением ее работы, регистрировать новых пользователей и удалять выбывших, обеспечивать
сохранность файловой системы и ее восстановление в случае повреждения, производить запуск учетных программ, сообщающих, кто и в каком
количестве использует время процессора и внешнюю память. Конец примечания.
И хотя в книге будет рассматриваться операционная система RT-11 как родоначальница однопользовательских операционных систем,
компьютеры класса PDP-11 и LSI-11 и их отечественные аналоги — все это только прикладная часть наших знаний. Главное, чему необходимо
научиться, — это умение анализировать возникающие ситуации, мыслить категориями системы, находить взаимосвязи между отдельными
компонентами системы и почаще задавать себе вопросы ЗАЧЕМ и ПОЧЕМУ так сделано. Под профессионализмом в книге понимается и умение
при работе с новой системой использовать старые знания, и умение разобраться в причинах неполадок и грамотно описать неисправность
специалисту из службы ремонта. Знания, которые Вам могут показаться лишними, экономят Ваши деньги. Вспомните, сколько раз приходилось
отдавать мастеру половину своей зарплаты только за смену предохранителя.
В книге преднамеренно говорится не о вычислительной системе, а о системе вообще. Одна из причин этого в том, что современные системы
из ЭВМ занимаются не только и не столько вычислениями. Другая причина заключается в том, что в книге под системой понимается не столько
организация аппаратной части и программ операционной системы, сколько организация логических связей и взаимодействие программ с
аппаратурой, программ между собой, а также роль и психология человека в этой среде.
При чтении не нужно впадать в крайности — пытаться прочитать книгу за одну ночь или растянуть удовольствие на месяц. Не думайте,
что если Вы знаете какие-то отдельные моменты, то легко одолеете оставшееся. В книге построена система понятий и определений,
отличающаяся во многом от принятой в остальной литературе (особенно это касается редактора текстов). Пропустив связь между понятиями,
Вы можете встать в тупик перед своими привычками. Здесь начинающие оказываются в более благоприятном положении. Как правило, материал
подобран так, чтобы прочитывать в день по одной или две главы. Везде, где Алеша будет работать на ЭВМ, повторяйте его действия
(или более того) за своей ЭВМ. После прочтения Вы заметите, что книга может служить справочником (но только после прочтения), так как
каждая глава описывает полностью одну программу, а чисто справочная информация по этой программе сгруппирована в конце главы.
Но, прежде чем идти в ВЦ, нужно предварительно узнать, что такое компьютер и как с ним разговаривать. Алеша уже поужинал, устроился
удобно на диване и приготовился слушать сказку...
(c) 1992г Архангельский Андрей Германович
Что бы это значило?
или
О чем эта книга
П О Л Ь З О В А Т Е Л Ю
посвящается...
— Здравствуйте, Андрей Германович,— встретил меня Алеша,— а у нас будет ОИВТ.
— Здравствуй, Алеша! Во-первых, дай мне раздеться, а во-вторых, объясни, что такое ОИВТ и чем ОНО тебя так обрадовало.
Алеша Дотошкин, мой сосед по квартире, только что кончил девятый класс и перешел в десятый. Парень он шустрый, эмоциональный
и очень любознательный. В общем, фамилию он свою оправдывает и часто сидит у меня в домашней библиотеке, пока мама спать не прогонит.
— Итак, что же это за зверь — ОИВТ,— спрашиваю я, когда мы устроились на диване.
— Основы Информатики и Вычислительной Техники,— расшифровал Алеша,— учительница говорит, что мы все будем работать на
компьютерах и за год станем программистами.
— Ну, так уж сразу и программистами,— усомнился я,— да и нужно ли всем быть программистами?
— А как же,— завелся Алеша, по-видимому, повторяя слова учительницы,— ведь, если скоро везде будут стоять компьютеры, для того,
чтобы с ними уметь обращаться, нужно быть программистом, потому что компьютер без программ, как пустой ящик.
— Даже так?— удивился я.— Ну, тогда ответь мне на вопрос — в какую сторону вращается электрон, когда летит от второго к третьему
аноду в кинескопе телевизора в 123 строке 756 полукадра третьей серии мультфильма "Приключения капитана Врунгеля"?
— Как в какую?— уставился на меня Алеша.— Не знаю. Да и кто это может знать, разве что электронщики или разработчики телевизора.
— Но ведь ты же не электронщик,— не уступаю я,— как же ты можешь тогда смотреть телевизор?
— А, ... ???
— Значит,— успокаиваю его я,— достаточно только уметь пользоваться и нет нужды копаться у телевизора во внутренностях.
— Да, по существу,— задумался Алеша,— я ведь только умею включать телевизор, переключать на нужную мне программу и регулировать
цвет, яркость, контрастность и громкость. Других знаний мне и не требуется для того, чтобы смотреть телевизор.
— Тогда второй вопрос,— продолжаю я,— представь, что у нас в стране будет 300 млн. программистов, что из этого выйдет?
— Много программ напишут,— быстро ответил Алеша.
— А кто тебе хлеб испечет, костюм сошьет,— ловлю его я,— ведь все будут программистами?
— Да, я об этом не подумал,— поставленный в тупик Алеша вдруг улыбнулся,— этак у нас по стране будут ходить раздетые, голодные,
бездомные 300 млн. программистов, а компьютеров не будет, так как их некому будет делать.
А хочешь, не дожидаясь сентября, научиться работать на компьютерах? Ведь ты летом никуда не уезжаешь?
— Очень хочу,— загорелся Алеша,— и сразу стану программистом!
— Опять ты за свое,— охлаждаю я его пыл,— ведь первая задача программиста — создать ТЕКСТ программы. Поэтому сначала научись
работать на компьютере как, на пишущей машинке, но так, чтобы не задавать вопросы, как восстановить файл, почему у тебя программа
не читается или как поступить в случае тех или иных сообщений системы. Или попробуй создать несколько самостоятельных текстов,
например статей, которые впоследствии можно соединить в один сборник — книгу. А для начала опиши наши приключения при изучении
компьютеров.
— Это что же, я должен, используя компьютер,— уточнил Алеша,— создать книгу о том, что я делал?
— Вот именно: СОЗДАТЬ ТЕКСТ ЭТОЙ КНИГИ!
Так, или примерно так, состоялся у меня разговор с соседским мальчишкой, который и привел к возникновению этой серии книг.
Есть некое очарование, которое испытывает каждый, используя небольшую отдельную ЭВМ. Оно рождается ощущением полной власти
над целой вычислительной системой и сознанием того, что все можно попробовать и все можно сделать. Пионеры ЭВМ, создавая и применяя
первые машины, почувствовали это очарование, оно передалось и современным программистам.
Некоторые могут возразить, что описанное ощущение сродни ностальгии и неуместно в замкнутом мире машинных операций.
Они утверждают, что обычный пользователь совершенно удовлетворен программированием на языке высокого уровня и счастлив, что
ему удается игнорировать большинство аспектов оборудования, программного обеспечения и создания системы в целом.
Эта книга предназначена не для тех, кто так думает. Она для тех, кто, будучи очарован машиной, желает понять магику, окружающую
применяемые устройства. Такие пользователи хотят знать несколько больше об увлекательной жизни системы. Эта книга для тех, кто не
хочет иметь поражений в борьбе с системой, несмотря на неполадки аппаратуры, сбои программ и подчас полное отсутствие документации.
Многие говорят, что обычному пользователю не нужно знать столько подробностей о системе. Однако как только пользователь остается один
на один с системой, например работая на персональном компьютере у себя дома, даже если он не программист, то должен выполнять функции
и лаборатории системных программистов, и целой бригады наладчиков оборудования, и архивариуса, и администратора системы и только
после этого — пользователя. Интеллектуальную мощь всех тех, кто раньше помогал пользователю при работе на большой ЭВМ, он должен
теперь вобрать в себя.
Мы будем говорить не только о том, как запускать программы, но и о том, что при этом происходит или может произойти и почему.
Большое место в наших разговорах уделено истории не только для того, чтобы восстановить справедливость, но и для того, чтобы читатель
сам мог найти ответы на свои вопросы в схожих ситуациях. Здесь важна культура и психология пользователя. Как его действия повлияют на
жизнь и работу других пользователей. Формы взаимодействия человека с ЭВМ можно разделить на несколько уровней:
ОДИН пользователь без файловой системы
— Это, например, работа с калькулятором или персональным компьютером без внешних запоминающих устройств, возможно даже на
языке высокого уровня, таком, как BASIC, FOCAL или FORTH. Независимо от мощности компьютера такой пользователь подобен младенцу
в отдельной кроватке со своей собственной (пусть даже и очень красивой, и очень дорогой) игрушкой. Понятно, что такой пользователь
к миру современной информатики никакого отношения не имеет.
Примечание. Язык программирования высокого уровня — это формальное средство для изложения в текстовом виде шагов, которые
нужно предпринять, чтобы соответствующим образом переработать заданную информацию. Он не относится ни к какой конкретной ЭВМ,
но подразумевает ее использование. Конец примечания.
ОДИН пользователь с ОДНОЙ файловой системой
— Это, например, микро- или мини-ЭВМ с развитой внешней памятью на дисках или магнитных лентах. При этом одновременно могут
выполняться несколько задач. Но главное при этом то, что появились понятия о файлах как о единицах информации и, соответственно,
об операциях над файлами и файловой системе. Появился обмен информацией с себе подобными. Появилась возможность нанести вред
обществу, распространяя недоработанные программы или тексты в уникальной кодировке.
МНОГО пользователей с ОДНОЙ файловой системой
— Это, например, мини-ЭВМ или большая универсальная ЭВМ с развитой внешней памятью, с развитыми устройствами ввода/вывода
информации, позволяющими работать одновременно нескольким пользователям. В дополнение к предыдущему уровню появляются понятия
о защите информации одного пользователя от преднамеренных или непреднамеренных действий другого пользователя, а также об
Администраторе Системы. Так как процессор в конкретный момент времени может выполнять только одну задачу, а в системе много задач
многих пользователей, то более остро встает вопрос о дисциплине распределения времени процессора, оперативной памяти и памяти на
внешних носителях между задачами и пользователями, о культуре взаимоотношений в системе.
МНОГО пользователей, МНОГО файловых систем
— Такая ситуация может возникнуть, например, при работе в сети нескольких ЭВМ. При этом особенно повышается ответственность
пользователя за свое поведение в общей системе, так как возможности нанести вред обществу и конкретным пользователям — колоссальные.
Примечание. Администратор Системы — это человек, ответственный за обеспечение ежедневного нормального функционирования системы.
Он обязан запускать систему и проследить за завершением ее работы, регистрировать новых пользователей и удалять выбывших, обеспечивать
сохранность файловой системы и ее восстановление в случае повреждения, производить запуск учетных программ, сообщающих, кто и в каком
количестве использует время процессора и внешнюю память. Конец примечания.
И хотя в книге будет рассматриваться операционная система RT-11 как родоначальница однопользовательских операционных систем,
компьютеры класса PDP-11 и LSI-11 и их отечественные аналоги — все это только прикладная часть наших знаний. Главное, чему необходимо
научиться, — это умение анализировать возникающие ситуации, мыслить категориями системы, находить взаимосвязи между отдельными
компонентами системы и почаще задавать себе вопросы ЗАЧЕМ и ПОЧЕМУ так сделано. Под профессионализмом в книге понимается и умение
при работе с новой системой использовать старые знания, и умение разобраться в причинах неполадок и грамотно описать неисправность
специалисту из службы ремонта. Знания, которые Вам могут показаться лишними, экономят Ваши деньги. Вспомните, сколько раз приходилось
отдавать мастеру половину своей зарплаты только за смену предохранителя.
В книге преднамеренно говорится не о вычислительной системе, а о системе вообще. Одна из причин этого в том, что современные системы
из ЭВМ занимаются не только и не столько вычислениями. Другая причина заключается в том, что в книге под системой понимается не столько
организация аппаратной части и программ операционной системы, сколько организация логических связей и взаимодействие программ с
аппаратурой, программ между собой, а также роль и психология человека в этой среде.
При чтении не нужно впадать в крайности — пытаться прочитать книгу за одну ночь или растянуть удовольствие на месяц. Не думайте,
что если Вы знаете какие-то отдельные моменты, то легко одолеете оставшееся. В книге построена система понятий и определений,
отличающаяся во многом от принятой в остальной литературе (особенно это касается редактора текстов). Пропустив связь между понятиями,
Вы можете встать в тупик перед своими привычками. Здесь начинающие оказываются в более благоприятном положении. Как правило, материал
подобран так, чтобы прочитывать в день по одной или две главы. Везде, где Алеша будет работать на ЭВМ, повторяйте его действия
(или более того) за своей ЭВМ. После прочтения Вы заметите, что книга может служить справочником (но только после прочтения), так как
каждая глава описывает полностью одну программу, а чисто справочная информация по этой программе сгруппирована в конце главы.
Но, прежде чем идти в ВЦ, нужно предварительно узнать, что такое компьютер и как с ним разговаривать. Алеша уже поужинал, устроился
удобно на диване и приготовился слушать сказку...
(c) 1992г Архангельский Андрей Германович